Ударный оперативно-тактический средневысотный БПЛА Bayraktar TB2
Беспилотные летательные аппараты - БПЛА (БЛА)
Турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный БПЛА с двигателем внутреннего сгорания и воздушным винтом толкающего типа. Bayraktar TB2 с 4 управляемыми боеприпасами на подвеске может находиться в воздухе от 12 до 24 часов. Максимальная дальность управления — до 150 км. Это позволяет вести постоянное дежурство в воздухе и, после выявления целей, быстро выдвигаться к передовой для пуска ракет (время реакции будет гораздо меньше, чем у авиации, что позволяет эффективно поражать цели, доступные лишь короткое время).
К 2024 году Bayraktar TB2 является одним из самых продаваемых ударных БПЛА в мире, а компания Baykar Makina, производящая Bayraktar TB2, впервые вошла в топ-100 компаний производителей оружия и поставщиков военных услуг: доходы компании выросли на 94%, что является самым быстрым темпом роста среди всех компаний в рейтинге.
Ударный беспилотник Bayraktar TB2 был разработан турецкой компанией Baykar Makina, которая была основана в 1984 году.
Разработкой и производством беспилотников Bayraktar TB2 занимается Сельчук Байрактар — один из самых молодых авиа гиков в современной истории. Сегодня ему всего 44 года (впрочем, по собственным словам, он самый старый инженер в компании), что для главного конструктора совсем немного.
Тактико-технические характеристики БпЛА «Байрактар-ТБ2»
В настоящее время компанией Baykar Makina разработана линейка беспилотников военного назначения.
— по радиусу действия (максимальной дальности применения) — к БпЛА средней дальности (его радиус действия лежит в пределах от 100 до 500 км), что соответствует решению задач оперативного уровня (в интересах объединений в составе ВС РФ);
— по скорости полета в пределах от 50 до 400 км — к малоскоростным БпЛА;
— по высоте полета в пределах 4 до 12 км — к беспилотникам с большой высотой полета;
— по продолжительности полета (свыше 8 ч) — к БпЛА с большой продолжительностью полета.
По классификации Международной ассоциации беспилотным системам AUVSI (Association for Unmanned Vehicle Systems International) «Байрактар-ТБ2» отнесится к тактическим средневысотным беспилотникам с большой продолжительностью полета (БпЛА категории Medium Altitude Long Endurance — MALE).
поколения F-35 Lightning II, выполненных по технологии Stealth, то есть не более 0,3 м2. «Байрактар-ТБ2» входит в число малозаметных для РЛС противника летательных аппаратов.
Характеристики Bayraktar TB2
— Длина — 6,5 м.
— Размах крыла — 12 м.
— Максимальная взлетная масса — 650 кг.
— Двигатель внутреннего сгорания— Rotax 912. Винт в нем толкающего типа мощностью 100 л. с.
— Топливо — 300 литров бензина АИ-95.
— Грузоподъемность — до 150 (боеприпасов — до 95) кг полезной нагрузки. Сюда также входят 55 кг стандартного модуля электронно-оптической системы наблюдения и лазерного целеуказания Wescam CMX 15D (производство: Канада).
— Максимальная скорость — 222 км/ч.
— Крейсерская скорость — 130 км/ч.
— Радиус управления с наземной станции — 150 км.
— Потолок — 8 200 м.
— Автономность — до 24 ч.
— 4 точки подвески для управляемых боеприпасов с дальностью поражения до 8 км (MAM-L — 14 км при использовании GPS/ИНС).
ПТУР UMTAS — 37,5 кг;
корректируемая планирующая авиабомба MAM-C (с осколочно-фугасной либо бронебойно-зажигательной боевой частью) — 6,5 кг;
корректируемая планирующая авиабомба MAM-L (с осколочно-фугасной, бронебойной либо термобарической боевой частью) — 22 кг;
корректируемая планирующая авиабомба Bozok весом 16 кг.
Цена
Baykar не указала цену, но опубликовала на своем веб-сайте несколько новостных сообщений о краудфандинговых кампаниях, запущенных в 2022 году в Европе для покупки беспилотных летательных аппаратов Bayraktar для Украины, и все они устанавливают цель в размере около 5-5,5 миллионов долларов США за устройство.
Одна из сделок, совершенная в 2019 году, указывает, что покупатель приобрел шесть TB2 на 69 млн долларов. Сопоставимое число ударных дронов Reaper американского производства обошлось бы в шесть раз больше.
В цену входит как поставка собственно летательного аппарата, так и целый комплекс по обслуживанию, начиная от трехмесячного обучения внешних пилотов и заканчивая полноценным сервисным обслуживанием и поставкой запасных частей.
Это примерно шестая часть цены БПЛА Reaper американского производства, хотя TB2 способен нести лишь одну десятую полезной нагрузки Reaper.