Беспилотные автомобили Яндекса — самоуправляемые транспортные средства
Беспилотные автомобили уже стали частью нашей реальности
С 2017 года Яндекс активно развивает направление беспилотных автомобилей. В мае того же года начались испытания первых прототипов, а в июне компания впервые опубликовала видео, демонстрирующее её разработки.
За это время автомобили Яндекса проехали почти 30 миллионов километров по разным дорогам, перевезли десятки тысяч пассажиров. Роботы-доставщики привезли сотни тысяч заказов, и технологии продолжают совершенствоваться с каждым годом.
Автомобили оснащены системой автономного управления, которая позволяет им самостоятельно перемещаться, соблюдая правила дорожного движения и объезжая препятствия. Они также планируют маршрут с учётом действий других участников движения.
К середине 2021 года автопарк Яндекса составил 170 беспилотных автомобилей. Общий пробег по дорогам России, Израиля и США превысил 13 миллионов километров.
Особенность решения Яндекс — независимость от систем спутникового геопозиционирования и от подключения к интернету. Для ориентации с сантиметровой точностью используются 6 радаров, 4 лидара, шесть видеокамер и другое оборудование, а также точная цифровая карта местности высокого разрешения.
Беспилотный бизнес «Яндекса» оценили в $7 млрд
В 2021 Morgan Stanley оценила бизнес Яндекса по созданию беспилотных автомобилей в $7 млрд, указав, что компания успешно конкурирует с решениями от Google и General Motors.
Компания по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» добилась явного прогресса в коммерциализации своей технологии и оценивается в $7 млрд, указывали аналитики Morgan Stanley в отчете «A Dive into Yandex's Autonomous Vehicle Business» от 2021г 2 августа (есть у Forbes). Рыночная капитализация всего «Яндекса» составляет $24,1 млрд, по данным на 2021г.
Для компании с глобальными амбициями цифра $7 млрд не выглядит слишком завышенной, беспилотные бизнесы Alphabet, Tesla и General Motors оцениваются в несколько раз дороже, говорит директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Никита Емельянов. Но если ограничить общий объем целевого рынка только Россией, $7 млрд кажутся слишком большой оценкой, считает он.
Беспилотные технологии остаются в России
После начала СВО подразделение компании по беспилотным технологиям Yandex Self-Driving Group покинули его многолетний руководитель Дмитрий Полищук и часть команды разработчиков. Об этом нам сообщили три источника в компании.
Осенью прошлого года компания подтвердила, что при разделении бизнесов на российский и международный сегменты некоторые подразделения будут выделены в самостоятельные компании и продолжат управляться нидерландской структурой Yandex N.V. К ним относится и международный бизнес по беспилотникам (активы компании в США и Израиле).
Российским же бизнесом «Яндекса» после его реорганизации будет управлять некое новое юридическое лицо или фонд. Акционерами фонда станут Алексей Кудрин, бывший глава Счетной палаты, и ряд менеджеров компании. Сам Кудрин подтвердил, что перешёл в «Яндекс» на пост советника по корпоративному развитию.
«Беспилотные технологии остаются в России, все исследования и разработки принадлежат „Яндексу“. У команды 72 патента и 194 заявки на новые. После разделения они продолжили развивать технологии автономного вождения на российском рынке», — сообщили нам в пресс-службе компании.
В компании уточнили, что 70 патентов на разработки в области беспилотных технологий было получено в 2022–2023 годах. В этот период было подано ещё 47 заявок на новые изобретения, связанные как с разработкой программного обеспечения, так и «железа», включая более эффективные сенсоры, лидары и другое.
Как устроен беспилотный автомобиль Яндекса
Внешне эти автомобили выглядят как обычные легковые, но они оснащены множеством датчиков и сенсоров. В их числе радары, лидары, камеры. В багажнике установлены вычислители с графическими процессорами. Эти автомобили уже выехали на дороги.
Вот как наш автомобиль видит окружающий мир:
ЭБУ (электронный блок управления)
Яндексу придётся сотрудничать с китайскими партнёрами, чтобы создать новый электронный блок управления (ЭБУ) для беспилотного автомобиля.
Ранее компания уже работала над разработкой такого блока вместе с другим производителем, но теперь, похоже, тот не хочет продолжать сотрудничество.
ЭБУ — это встроенные компьютерные системы, каждая из которых отвечает за работу определённой подсистемы автомобиля, например, двигателя или подвески. В беспилотных автомобилях устанавливается блок автономного вождения и системы помощи водителю. Этот блок обрабатывает данные с различных датчиков автомобиля, таких как камеры, лидары и другие, а также соединяется с модулем позиционирования на местности.
Среди международных производителей таких ЭБУ можно выделить компании Continental, Intel, Nvidia и Hitachi.
Необходимо также скорректировать и структуру взаимодействия с иностранными партнёрами. В конце 2023 года компания «Яндекс Беспилотные технологии» передала права на свои изобретения, связанные с автономным вождением и лидарами, компании «Лаборатория Алисы».
Лидары собственного производства
В декабре 2019 года компания Яндекс представила два прототипа собственных лидаров: один с обзором в 360 градусов, а другой — твердотельный, с обзором в 120 градусов.
Лидары — это самые дорогостоящие датчики для автономных автомобилей. Однако компания утверждает, что при массовом производстве её собственные лидары будут стоить на 75% дешевле аналогичных устройств, представленных на рынке.
Сейчас лидары, разработанные Яндексом, тестируются на беспилотных автомобилях компании, которые ездят по улицам Москвы.
В октябре 2021 года Яндекс объявил, что все его беспилотные автомобили на базе Hyundai Sonata оснащены основным лидаром собственной разработки. Теперь компания планирует устанавливать эти лидары на все новые автомобили.
Полигон для беспилотных автомобилей Яндекса
Полигон Яндекса находится на юге Подмосковья. Когда-то здесь была стоянка старой техники, и сейчас от неё осталась только асфальтированная площадка — практически идеальное место для испытаний.
Размер полигона примерно 600 на 300 метров, поэтому сотрудники перемещаются по нему в основном на гироскутерах и электросамокатах.
Полигон разделён на две основные зоны: «город» и «шоссе». В зоне «шоссе» есть отрезки дороги разной длины, плавные съезды и установлен скоростной режим 60 километров в час.
Самое необычное место этой зоны — старый ангар, переоборудованный в имитацию тоннеля. Ангар нужен для проверки, как датчики и алгоритмы реагируют на резкий перепад освещённости.
В «городской» зоне есть разметка и «здания» — грузовые контейнеры, стоящие по бокам от дороги. Они закрывают беспилотнику обзор перед поворотом, подобно настоящим домам.
Полигон используется для решения различных задач. Во-первых, здесь можно отработать «рутину» — базовые сценарии, которые описывают большинство стандартных дорожных ситуаций.
Во-вторых, на полигоне можно протестировать новые версии алгоритмов, не подвергая опасности пешеходов или не создавая аварийных ситуаций с другими автомобилями.
В-третьих, полигон используется для подготовки водителей-испытателей.
Наконец, все новые беспилотники сначала обкатывают на полигоне в течение нескольких дней, чтобы проверить их на работоспособность и корректность.